Фестиваль «Кстати» в Ульяновске завершился лекциями о мотивации
Мотивация в образовательном процессе стала темой третьего дня фестиваля науки «КСТАТИ» в Ульяновске. Организатор фестиваля — Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Ульяновска при поддержке Госкорпорации «Росатом».
Начался день с лекции об игрофикации в образовательном процессе от Андрея Замальдинова, педагога-блогера, учителя русского языка и литературы. Спикер дал слушателям несколько прикладных инструментов, которые можно использовать в рамках своих занятий. Например, облака слов, нейросети, даже знакомые игры, но в образовательном контексте: «Крестики-нолики» и пазлы.
«Не бойтесь играть. Игры делают нас ближе к детям, дают возможность говорить с ними на одном языке и достигать при этом нужных целей в образовательном плане», — рассказал спикер. Андрей Замальдинов также посоветовал педагогам не бояться использовать креативные подходы, пробовать подавать на занятиях уже известные факты как что-то интересное, а ещё окружать себя вдохновением.
Затем прошла двухчасовая интенсивная лекция Лилии Мухаметшиной, магистра образования, основателя и директора MentorEd International Pte Ltd. Она поделилась приемами привлечения внимания, а также рассказала слушателям о трёх компонентах, которые помогут достичь мотивации абсолютно всех детей на уроке. Во-первых, это дисциплина ума учеников, когда каждый понимает, что и зачем он делает в классе.
Во-вторых, регулярный прирост, которого получится достичь с помощью правильного гормонального коктейля: когда ученик попадает в ситуацию успеха и чувствует свою принадлежность. По словам спикера, ввести организм и мозг в продуктивное для учёбы состояние можно с помощью питания, движений и эмоций — последние два фактора здесь зависят от учителя.
И, в-третьих, это структурированная парная работа, когда все выполняют задания в парах, и каждый одинаково вовлечён в образовательный процесс. «Мотивация включается, когда ты занят делом и полностью выполняешь какое-то задание. Работающие дети замотивированы, а те, кто в этот момент просто сидят и видят чужой успех, постепенно теряют интерес. Поэтому нужно давать задания таким образом, чтобы никто не был в массовке. В привычной фронтальной работе вовлечены не все дети, но есть рассадка для продуктивной командной работы, когда дети сидят вчетвером за столом, у каждого есть кто-то и напротив, и сбоку», — рассказала Лилия Мухаметшина.
Затем Ирина Чумакова, старший методист учебного отдела Ульяновского гвардейского суворовского военного училища, познакомила педагогов с инструментом для проектирования занятий «Конструктор опыта». Он состоит из 120 карточек с идеями занятий, основанных на ключевых разработках в сфере образования. Например, есть метод «Рыбный скелет» для лучшего усвоения нового материала, и «Банка мудрости» для закрепления пройденного. С помощью карточек молодые учителя разработали планы реальных учебных занятий «Разговоры о важном».
Заключительным событием фестиваля стала первая дискуссия дебат-клуба «Убеди меня» от сети ИЦАЭ при участии Корпоративной академии Росатома. Ученики из Ульяновска обсудили, должна ли школьная форма быть обязательной. Против формы выступала команда «Рабы науки», а команда, которая отстаивала официальный стиль в школе, сначала отказалась от наименования. Однако, когда участники узнали название команды оппонентов, решили участвовать под именем «Наука». В первом туре дебатов участники представили свои позиции, во втором — столкнулись с критикой от оппонентов. Следующий раунд был перекрёстным: представители разных команд задавали друг другу вопросы, чтобы подсветить слабые позиции оппонентов. А в последнем туре школьники подвели итоги дебатов по каждой позиции. По итогам зрительского голосования с отрывом в один голос победили участники второй команды, которые выступали за сохранение школьной формы.
Дебаты помогают развивать критическое мышление, ораторское мастерство, умение задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения. Сеть ИЦАЭ планирует развивать в регионах присутствия сети такие турниры для школьных и студенческих команд, а также организует для них обучение дебатам.
Посмотреть запись лекций, которые прошли в рамках фестиваля 6-8 апреля, можно в группе ИЦАЭ Ульяновска во ВКонтакте.