На фестивале «Кстати» в Ульяновске изучили коммуникацию в педагогической среде
Коммуникация стала темой второго дня фестиваля науки «КСТАТИ» в Ульяновске. Организатор фестиваля — Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Ульяновска при поддержке Госкорпорации «Росатом».
Открыла день тренд-сессия «Коммуникации в современной школе». Её провела Любовь Савельева, международный тренер в сфере межкультурной коммуникации и неформального образования, федеральный лектор Российского общества «Знание», педагог-наставник Губернаторского лицея №101.
«Современным школьникам нужно всего восемь секунд, чтобы понять, будут ли они смотреть какое-то видео. Такой тайминг работает и во время урока в классе. Если не получилось увлечь школьника за это время, то была поставлена неправильная цель коммуникации», — рассказала спикер. По её словам, любой человек вовлекается, когда спикер говорит новые и нужные ему вещи, а само выступление проходит весело, искренне, эмоционально.
Любовь Савельева также отметила, что сегодня тренды в образовании задают три метанавыка: осознанность, эмпатия и открытость. Именно ими обладают выдающиеся современные специалисты.
Затем состоялись две лекции Алихана Динаева, учителя обществознания и права, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России 2018». Первое выступление спикер посвятил похвале в образовательном процессе. По его мнению, обезличенные поощрения могут не мотивировать и вдохновлять детей, а наоборот — испортить им жизнь.
«Если я проверяю эссе, то не просто ставлю отметку. Ещё задаю какие-то вопросы по тексту: почему ты так думаешь? а знаешь, что есть другая информация на этот счёт? Я прекрасно понимаю, что не все придут ко мне на следующем уроке с ответами, но многие действительно это сделают. Они начинают думать: действительно ли Наташа Ростова негативный персонаж или какой политический режим лучше», — рассказал Алихан Динаев. По его мнению, учеников мотивирует, когда они видят, что их мнение важно, а в их работу вчитались.
Вторая лекция Динаева была построена вокруг педагогической креативности. По мнению спикера, это умение создавать что-то не только новое, но и ценное. В ходе лекции слушатели выполнили несколько практических заданий: попробовали придумать концепцию необычной кофейни, а ещё создать фабулу нового любовного романа.
В рамках выступления Алихан также развенчал несколько мифов о креативности, вдохновении и внимании. Например, существует мнение, что для успеха в какой-то сфере нужно 10 тысяч часов практики. Однако так же важно качество того опыта, который человек получает в процессе практического освоения. Спикер дал совет слушателям: «Чтобы заинтересовать аудиторию, в вашем выступлении должно быть что-то новое, но при этом ещё что-то привычное и понятное».
В середине дня сотрудники ИЦАЭ Ульяновска провели игру «Адреналин» для педагогов. Среди участников победившей команды был учитель химии в физико-математическом лицее №38 Александр Курзин. По его словам, выиграть им помогли грамотные ставки на вопросы, где они точно знали ответы. «Я знал, что в Южной Корее власти ввели комендантский час на образовательный процесс после 22:00. В целом я много знаю про азиатскую педагогику. Люблю рассказывать ученикам историю о том, что, когда был в Китае, мне вручили главный местный педагогический метод – большую бамбуковую палку», — рассказал Курзин.
Насыщенный день завершился сессией вопросов-ответов с Алиханом Динаевым. Во время неё ульяновские преподаватели узнали мнение спикера насчёт спорных вопросов, с которыми они сталкиваются на работе. Например, спикер считает, что в нерабочее время не стоит отвечать на сообщения учеников и коллег, а чтобы не терять мотивацию к работе, можно совмещать преподавание со смежными профессиями. Кроме того, хотя без заучивания и зубрежки трудно представить обучение, важно делать этот процесс осознанным и на примерах из жизни иллюстрировать, где и как эти знания можно использовать.
Все мероприятия фестиваля бесплатные. Следить за мероприятиями, которые проходят 6-8 апреля, можно в группе ИЦАЭ Ульяновска во ВКонтакте.